top of page

Дхарма как жертвоприношение ultimus.

  • Inna
  • Mar 9, 2017
  • 4 min read

Трудно дать единственно правильное и ёмкое определение для дхармы[1], поскольку у этого понятия длинная предыстория и значение его колеблется между сложным набором значений и интерпретаций. Не существует чёткого перевода для дхармы на западноевропейских языках. Оно берёт своё начало из древнейшей ведической санскритской основы dharman, с буквальным значением "предъявитель, сторонник". Обобщенное значение дхармы можно себе представить где-то между ‘правильным способом жить’, “законом” и ‘путем справедливости или праведности’. Путь праведности - опять же сложный философский термин, состоящий из многочисленных достоинств, методов поведения и благодетельности.

Идея жертвоприношения во благо других сама по себе не нова и не коренится исключительно в индуизме. Значение слова “жертвоприношение” является ничем иным как “посвящением, отдачей”. В значении смысла слов дхарма и "жертвоприношение ultimus" как "самоотдача" я провожу параллели, как часто бывает, между христианством, иудаизмом и индуизмом. Глубочайшим смыслом "жертвоприношения ultimus" является, прежде всего, ярко выраженная благородная цель. В христианской традиции Бог пожертвовал своим собственным сыном, чтобы искупить грехи человечества. Авраам был готов доказать силу своей веры Богу, принеся своего единственного сына Исаака в жертву. Практика и природа жертвоприношения в иудаизме зиждется на 613 заповедях. Маймонид, средневековый еврейский ученый и философ, предполагал, что жертвоприношение является интегральной частью взаимоотношений между Богом и человеком, прежде всего ради самого человека. Он, в частности, писал что решение Бога позволить жертвоприношение явилось concessio[2] (концессией) для человеческих психологических ограничений.

Метафизическая часть жертвоприношения, особенно в своем духовном проявлении, относится к принесению в жертву Богу части эго самого приносящего, символизируя бренность сущего. Вознесение животного в жертву, также символизирует отдачу части себя с целью стать ближе к Богу.

Древние люди жили в гармонии с Природой и, следовательно, созерцали её намного гораздо более внимательнее, чем мы это делаем сегодня. Одной из первых вещей, которые они должны были заметить: жизнь следует согласно определенной схеме. Всё новое цветёт на останках старого. Растениям и животным приходится отдавать свою жизнь, чтобы прокормить другие виды, некоторые из них умирают, даря жизнь своим потомкам. Захватывающие дух своей красотой каменные пласты - зачастую это лишь остатки больших долин, разрушенных сильными тектоническими смещениями. Реки наполняют моря и океаны, и наоборот. Человечество, являясь составной частью этой системы, правильно оценивало жертву, приносимую природой. Люди благодарили растения и животных, которые обеспечивали их пропитанием, и заботились о своих пожилых родителях, которые приносили жертвы ради того, чтобы они могли выживать. Такое мироустройство, построенное на взаимной благодарности, обеспечило прогресс.

Прошло время, и многие вещи радикально изменились. Люди, которые раньше просто жили инстинктивно, подобно солнцу, что восходит утром, уступили место обществу “Золотого века”, когда города начали строиться и развиваться, а инфраструктура становилась всё более сложной и развитой. Стремление к комфорту и эстетике этой инфраструктуры послужило переходом к новому образу жизни. Чем более развитым становилось общество, тем больше усилий ему приходилось тратить на приобретение материальных вещей, которые гарантировали высокий социальный статус. В соответствии с этим люди становились всё более и более эгоистичными. Чтобы обуздать общество и оградить его от роста хаоса и анархии, было введено законодательство.

Точно так же, как упавший с дерева орех являет собой лишь семя, перерастающее в росток, причём этот росток вовсе не преисполнен благодарности к подарившему ему жизнь ореху, а просто растет, впитывая в себя микроэлементы, так и человечество постепенно стало взаимозависимым друг от друга, не замечая этого. Чем больше времени нам требуется затратить на удовлетворение материальных запросов и обеспечение комфорта, тем меньше внимания мы можем уделять друг другу.

Время от времени я имею удовольствие наблюдать необычно способных и талантливых людей. Я вижу изящных танцоров парящих в воздухе с беспрецедентным изяществом, слышу неземные голоса талантливых певцов и трепещу перед достижениями медицины и науки. Согласитесь со мной, что, если бы все эти люди попытались бы сделать карьеру в" McDonald's", наша жизнь стала бы из-за этого намного хуже. Сегодняшние поколения детей могут достигнуть определенного уровня жизни лишь оттого, что мы даем им возможность получить приличное образование. Это и порождает у меня мысли о смысле жертвоприношения в современном обществе.

Одну вещь я знаю совершенно точно: далеко не каждый человек является мыслителем. Время от времени материя во Вселенной уплотняется и производит на жизнь частицу чистого разума. Человека, который способен на нечто большее по сравнению с другими. Такие люди, увы, крайне редки. Они, по моему мнению, являют собой ипостась "жертвоприношение ultimus". Для интеллектуального развития требуется много времени, усилий и средств. Прекрасные идеи, однако, не дают плодоносят на плохой почве. И так же, как далеко не каждый саженец способен вырасти в большое дерево, не каждый из этих великолепных и незаурядных умов, даже получив необходимую подпитку, способен реализовать себя в полной мере. Тем не менее, повторю: лишь в хорошо ухоженном саду растут чайные розы. То есть, способные люди нуждаются в особой защите и заботе. И все же...

Существует понятие, что только очень сильный человек способен на настоящее смирение. Чем более человек примитивен, тем более он высокомерен. Я могу сделать такой вывод на основе изученных книг сакральной литературы, в которых такая идея является основной. С определенной точки зрения, я рассматриваю религиозное поклонение и преданность традициям, как средство ради удержания квинтэссенции мудрости. Тем, кто может делать вещи лучше, чем другие, должна быть предоставлена такая возможность. Но смирение, дисциплина и преданность не должны отождествляться с одной лишь рабской покорностью. Отождествление себя с героями – это одно, а преклонение перед шарлатанами - совсем иное. Чем далее в туман истории уходят легенды и их герои, тем больше краснобаев могут требовать привилегий и уважения к себе за подвиги, совершенные другими. Чем более настоящая преданность по отношению к божеству или к героям, трансформируется в отношения между хозяином и рабом в результате неправильно интерпретированной теософии, тем более она становится нисходящей спиралью, характерным признаком современного общества, базирующегося почти полностью на удовлетворении собственного эгоизма. Вера нивелируется и становится украденной.

Исходя из этой точки зрения, я решительно сопротивляюсь преклонению перед другими людьми, пусть даже это даже священники, гуру, политики или любые другие знаменитости. Я вижу преданность и уважение как "жертвоприношение ultimus" исключительно в области интеллекта, чистого и истинного. Быть может, как говорил Маймонид, некоторым людям необходимо сфокусироваться на ком-то ради реализации их идеалов, и это неплохо, если это помогает им визуализировать истинный идеал. Преданность идеалам служит и для сохранения традиций , и это другой важный аспект формирования личности. Без него мы - ничто, изгои, пустые сосуды, которые, если их не заполнить истинными идеалами могут быть заполнены опасным эрзацем. И это - тонкая грань.

[1] философский и религиозный многозначный термин, одно из важнейших понятий в древнеиндийской и буддийской культурах.В контексте философии буддизма понятие дхарма также не имеет однозначного определения. Обычно, в зависимости от контекста, под Дхармой понимают:

1.Всё учение Будды, как закон вселенной, который он открыл и передал ученикам.

2.Каждый отдельный текст Учения Будды.

3.Мельчайшую частицу потока сознания.

[2] Разрешение, уступка

Comments


Featured Review

© 2016 Inna. Proudly created with Wix.com

RSS Feed
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey Google+ Icon
bottom of page